Про Петю Налича как мостик между нами
8 июн, 2010 в 22:58
Главная!
У меня в жизни было несколько потрясений. Первое - сказка Крапивина "В ночь большого прилива", храбрая такая сказка про барабанщиков, в которой явственно слышался гул иных миров. И его песни, и отряд "Каравелла", наперекор партийно-комсомольским директивам живший по законам игры и романтики.
Второе потрясение - Евгений Акимов в "Любовном напитке". Прийти в знакомый, уютный детский театр, где уж лет шесть как растут твои дети, и услышать там невероятный, даже неуместный в столь обыденных стенах, голос - это, знаете... так чувствовал бы себя человек, который, придя поглазеть на традиционный конкурс бумажных самолетиков, оказался неожиданным свидетелем взлета "Челленджера"- с ревом, свистом и прямо из-под ног.
Потом явился Лешка Газарян. Бедна отечественная нива выдающимися педагогами, и когда они - юные, красивые, талантливые, истово верующие - материализуются прямо на твоей кухне, это поражает, да.
Последнее из потрясений - Петр Налич.
Не, я не про внешность, хотя красавчик писаный и обаяха...
Я не про голос, что я, красивых голосов не слышала? Да у меня уши с детства продуты классическим вокалом, французским шансоном и прочей неаполитанщиной! Человека, в 5 лет страстно полюбившего Магомаева и годами фанатевшего от пенья Дель Монако, Джильи и Крауса, обертонами Налича не пробьешь, хотя цепляет, даже врать не стану.
Я, собственно, про репертуар.
Честно изучила творчество восходящей звезды. "Неформат" Евровидения - это так, лютики-цветочки, скажу я вам.
Оно, конечно, все красивое, но за последние тридцать лет начисто выжитое из теле- и радиоэфира трудами заботливых шоу-пастырей и суровыми законами рынка. Мол, пипл не хавает, пиплу бы что попроще да погромче, ему не нужны романсы Вертинского, не нужны Окуджава и Галич, Дассен и Азнавур, не нужен Цой и, уж тем паче, не нужна классика.
А раз пипл не хавает, значит, рекламное время не продашь. Не продашь рекламу - не купишь... эээ... панаму. Ну, простой такой закон. Я между прочим, целый год была ген. директором FM-овской радиостанции, потому в курсе. Да и все, в общем, в курсе. Один Петя что-то "не догоняет", поет, что ему нравится, и непонятно, где набрался-то такого...до боли, прям, неформатного.
Интересно, что им движет, что заставляет плыть строго против течения? Поперечность натуры, привитый в музыкалке вкус или прогрессорская идея вернуть на эстраду все, что было утрачено ей за годы правления госпожи Попсы? Впрочем, неважно. Важно другое...
У Рудольфа Каца есть пьеса "Мечта о Михееве", трагикомедия о верности и предательстве, о взрослых и детях. Михеев - учитель, который повез ребят-старшеклассников кататься на яхте. Яхта разбилась, учитель и пятеро учеников оказались на острове, населенном не вполне приятными людьми. Рассказывать долго. Одним словом, самый дикий абориген сделал бомбу и собрался взорвать остров. Нужно было всем спасаться. Михеев нашел лодку, куда влезало ровно пять человек, а дети за спиной учителя решили, что, стало быть, уедут без него. Не неожиданное такое решение, классическое, я бы сказала.
Сели они в лодку и поплыли домой, оставив учителю трогательную записку...
Финал там примечательный. Пожилая учительница, тоже островитянка, говорит Михееву:
Вот поэтому я и ушла от них. Мы чужие. То есть между нами
может быть определённое взаимопонимание и даже милые
отношения, но случись что серьёзное, и они нас покинут. Мы в
разных мирах, на разных планетах. Как бы тактично мы ни
вторгались в их мир, мы в нём обязательно что-нибудь нарушим,
а в нашем они попросту мало что поймут. Между нами нет
мостика, даже шаткого. Иногда и хотелось бы шагнуть навстречу
друг другу, но по чему? По воздуху же не полетишь?
Потом они вместе с другими оставшимися смотрят, как лодка уплывает:
ЧАРЛИ: Смотрите. Плывёт ваша лодка.
ЛОШАДКИН: Кто в ней?
ДУДКИН: Кому надо. Лихие ребята, всех обскакали. (Михееву.) А ты,
значит, с мытой шеей? Ну дерьмо люди, ну дерьмо! Рвануть вас
всех к чёртовой матери!
...
ДРУЖОК: Они уже далеко, не вернутся...Смотрите, Андрей, кто-то
плывёт... Кто-то нырнул и плывёт...
ЧАРЛИ: Плывёт! Сюда плывёт!
МИХЕЕВ: Кто? Кто это? Не разобрать...Неужели плывёт? Назад! Назад!
Сейчас взорвётся! Назад!
ДРУЖОК: Плывёт. Кто это?
МИХЕЕВ: Это надежда наша плывёт, Ирина Евгеньевна. Мостик между
Нами плывёт. И всё-таки кто-то плывёт!
К чему я это? Да к Пете, к Пете. Не верилось, что кто-нибудь вот так... нырнет и поплывет. Но тем ценнее.
Некоторые комментарии:
dassie2001
8 июн, 2010 19:49 (UTC)
Спасибо. "Дни бегут" - класс (при оказии нашел и в исполнении Вертинского, раньше не слышал).
На Евровидении мало чего смотрел, фактически только Лену и Налича.
Налич молодец, о нем потом хорошо сказал Артемий Троицкий на "Эхе",
щас найду, где-то я уже писал (не Вам ли?). Лену он тоже в плюсе отметил, кстати:
http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/683750-echo/А. ТРОИЦКИЙ - Нет, по репертуару, по представленному материалу, артистам. Абсолютно лучшим номером и никто и никогда меня не может заподозрить в квасном патриотизме, абсолютно лучшим номером был номер Петра Налича. То есть прекрасный артист, изумительно красивая мелодичная песня, безупречная, без единой фальшивой ноты в отличие от кучи всяких победителей близлежащих участников…
М. КОРОЛЕВА – А что же 11 место?
А. ТРОИЦКИЙ - 11-е место, потому что просто Петр Налич для Евровидения слишком хорош, это тонкий талантливый артист. А Евровидение это так, в общем, фастфуды.
М. КОРОЛЕВА – А он этого не знал?
А. ТРОИЦКИЙ - Автор молекулярной кухни приехал на фестиваль гамбургеров. Вот что это было такое. Так что Петр Налич я думаю, от души там повеселился и порезвился. Для него это интересный опыт, артист он самодостаточный. Его собственная карьера от Евровидения никак не зависит. То есть это не фальшивая марионетка из Фабрики звезд, которая специально под Евровидение и обтесана. Больше ничего делать не может. Он парень, который интересно развивается сам по себе. Имеет своих верных поклонников, есть Евровидение, нет, Налич и так будет в полном порядке.
М. КОРОЛЕВА – Я просто повторяю свой вопрос. Зачем поехал? Представьте себе, оперная певица едет на конкурс самостоятельности в деревню.
А. ТРОИЦКИЙ - Понятно. Примерно то же самое. Я думаю, что это просто интересно и любопытно, он тоже так же, как и я, Петя Налич, тоже любопытный парень. Это приключение и почему бы нет. И выступил он очень достойно. Я считаю, что для нашей страны для России это очень хорошо. Потому что как я уже неоднократно говорил в связи с Евровидением, лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Вы как знаток русского языка и фольклора эту гениальную пословицу прекрасно знаете. Вот лучше проиграть с Петром Наличем, талантливым и интересным, чем выиграть с Димой Биланом, Буратиной безмозглым.
М. КОРОЛЕВА – Но там наверное ждут чего-то другого. Ждут шоу, ждут каких-то штучек, номеров. Нужно что-то станцевать.
А. ТРОИЦКИЙ - Пусть себе ждут. Они дождались огромного количества каких-то расфуфыренных парней и девчат. И дождались, а Налич выступил так, как он хотел и правильно сделал. Кстати, немецкая девушка тоже была в порядке притом, что она петь вообще не умела, тем не менее, после Налича я бы ее поставил на второе место. Даже высказывался в этом духе. Просто потому что она просто по-человечески выглядела. И песня у нее была не настолько бездарная и банальная, как все остальные. Все-таки была стильная девушка. И стильная песенка. Хотя конечно и далеко не чета Налича. Единственная была девушка, которая там была прилично одета, если вы заметили, то есть на фоне всех этих опереточных проституток…
tivi2:
Налич - потрясающий человек. И это потрясающий феномен преодоления межпоколенного разрыва. Я год назад общалась целый вечер с другом-футурологом, говорили о перспективах развития культуры и цивилизации. Прогноз был неутешителен: либо "трындец" либо появление нового духовного лидера с новой религией, что, согласно Апокалипсису, еще больший трындец... И вдруг такой невероятный разворот. Кстати, имхо, событие того же порядка, что и с авиакатастрофой под Смоленском. Какое-то явное вмешательство Бога в ход истории и культуры России, как стрелку на путях перевели, и поезд больше не едет в тупик.
Троицкий замечательно сказал, да.
sad_juliet
9 июн, 2010 19:52 (UTC)
Как же верно все у вас подмечено! Не возможно не согласиться!
А что касается того, что Петя упорно плывет против течения, так это может и не совсем так. Просто он делает, то что ему нравится, делает это хорошо, с душой, по-настоящему... вот и цепляет, вот и кажется будто он специально так делает... А ведь это все естественно получается, не специально...
Мало таких людей сейчас, мало...
tivi_2
9 июн, 2010 20:07 (UTC)
так это может и не совсем так
Может, и так. Но тогда не могу не заметить: Пете нравятся вещи, которые совершенно не современны ему. Оставим в покое романсы, отнесем их в категорию "вечное". Но вот "La boheme", например. Я себя понимаю, ибо для меня это песня детства. А Петра - нет. Человек так устроен, что горячее всего любит то, с чем встретился в годы взросления,в ранней юности. Какой там у него мог быть Азнавур??? А ведь видно и слышно, что любит! Вот и удивляюсь.
Я, кстати, понимаю тех, кто хает его песни. Ну, нет у людей определенной музыкальной культуры, нет понимания, что такое красивый вокал, они выросли на совершенно других интонациях... Так и Петр на них вырос! А впечатление такое, что он живет вне времени.