Текст, конечно, немного "для внешнего пользования"...
Мистический ДК
Постоянство – вещь хорошая. Вот, например, у Петра Налича есть такая традиция: раз в полгода, весной и осенью, ездить с концертом в Санкт-Петербург. Причем «поблизости» может случиться крупный «тематический» московский концерт – и тогда питерская история становится как бы продолжением главной темы.
Но может и не случиться, так как традиция, похоже, заканчивается на самом факте питерских гастролей. Но это не суть важно, так как питерские концерты то и дело оказываются настолько необычными, что остается лишь позавидовать жителям северной столицы.
В самых ближайших планах у Петра – концерт-презентация нового диска в «Зарядье». Новейший суперакустический зал, позволяющий развернуться во всю ширь и глубь сложных оркестровых аранжировок, к тому же место, которое сейчас у всех на слуху. Опять же, диск, который оказался столь большим и многотрудным, что он автором выпускается (пока в цифровом виде) кусками – на его создание были брошены уникальные возможности «Мосфильма», в частности, в виде только что отремонтированного аналогового оборудования.
Питерский концерт нарисовался как-то внезапно, но изначально заявлен был в одной «обойме» с «Зарядьем». Только вот площадка для него, как выяснилось, оказалась полной противоположностью московской. Почему-то не пользовался популярностью концертный зал ДК имени революционного пролетария Ивана Ивановича Газа, не привлекал повышенного внимания этот типичный образец конструктивизма авторства А.И.Гегелло и Д.Л.Кричевского. Может, поэтому в какой-то момент было решено ограничиться на выезде бэндовым составом и не напирать на презентацию нового диска, что само по себе ставит высокую планку.
Для меня, в отличие от остальных зрителей, всё началось с саундчека. И уже тут началась какая-то мистика. Думала – опаздываю, оказалось, еще не начинали. Местные ребята никак не могли разобраться с подключкой – наверное, оборудование получили недавно. Кончилось тем, что из города был вызван специалист, который всё разрулил с ловкостью кризис-менеджера – но и у него на это ушло немало времени. Все-таки одиннадцать человек на сцене – это вам не просто так. Забегая вперед, скажу, что звук в результате получился отменный. Но концерт в итоге задержали на полчаса. Так что если концерт долго не начинают, не спешите ругать артистов, вполне возможно, возник какой-то форс-мажор.
Петр вышел на сцену – и как будто дополнительное освещение включилось, ну то есть это зажегся теплый свет его обаяния. Программа оказалась сочетанием старого и нового, причем старого чуть больше, чем обычно, так что с непривычки даже казалось, что нового маловато. Хотя были такие вещи, как Canzone, Roses, «Афрака» – уже всеми любимые и хитовые, несмотря на юный возраст; эти песни будут на новом диске. Из новых хитов чуть-чуть постарше – «Смеется», Fire и другие композиции из спектакля «Северная Одиссея». И тут же к ним и уже прочно вернувшимся в концертную обойму старым песням, таким как «Дача», «Давай разведемся», «Сахарный пакет», «Чайки», начали присоединяться еще и еще «возвращенцы»… Сначала Sneaky Snake – кстати, очень экспериментальная вещь, истинное дитя постмодернизма, на мой взгляд, по духу очень гармонирующее с тем же «Мертвым мужем». Но когда после Sneaky Snake’а зазвучало… «Сердце поэта»… Поклонники творчества поймут, о чем я: один из старейших хитов в числе прочих подобных песен времен МКПН на долгие годы пропал из репертуара. Петр отказывался эти песни петь, видимо, не в последнюю очередь из опасений за новый репертуар: его очень много, а часть публики так и осталась приверженной лишь старым песням и, конечно, акцент ее внимания сместился бы в нежелательную для новых песен сторону. В общем, «Сердце поэта» никак не ожидал вообще никто, те, кто когда-то надеялся на возвращение этой песни, давно поставили на своих надеждах жирный крест… Но, по-видимому, нужно было как раз перестать давить на автора, отпустить ситуацию – и тогда старые песни, уже с другими, ностальгическими нотками, но по-прежнему прекрасные, стали возвращаться как будто сами собой. Надо ли говорить, с каким восторгом была встречена эта «старая подруга»! Под конец случилось еще одно небывалое возвращение: песня, с которой когда-то было побеждено «Евровидение», Lost&Forgotten. Ну и на бисы – тоже из старинного, Whooly.
Тем не менее нельзя ведь сказать, что новый диск в Питере представлен не был. Например, «Третье отражение» наличествовало целиком, вместе с сильно развившейся и усложнившейся с момента театральной премьеры «Еду далеко», «Первое отражение» представляла романтичнейшая Roses, а уж «Афрака» по продолжительности может считаться за три песни, а по сложности – за все десять.
Что можно сказать: новое и старое на самом деле соседствовало очень гармонично (составление программы концертов – предмет особого внимания Петра Налича), и, кстати, новые песни подчас вызывали у зрителей даже более шумное выражение восторга, чем старые. Вполне возможно, красота и стройность музыкального языка и аранжировок новых песен покоряла не меньше, чем мелодии и тексты старых. Концерт получился очень хитовым и, можно сказать, танцевальным: некоторые не усидели на месте и устроили свой импровизированный танцпол в проходе у стенки, благо пространство вполне позволяло. Получилось весело, драйвово, мелодично – яркий фейерверк мелодий, стилей, ритмов.
И лишний раз можно было убедиться, насколько неиссякаем талант этого музыкального волшебника: несмотря на усложненность, новые произведения Петра нисколько не меркли рядом с самыми «народными» старыми. Уже завтра нас ждет еще одно подтверждение этого – теперь в Москве. Это, правда, будет уже другая история, но явно не менее увлекательная.