https://www.facebook.com/dednikovaolga/ ... 3159141204
Лучше поздно, чем никогда. В СМИ "прорваться" так и не удалось.
«ПЕНТАТОНИКА» ВСТРЕЧАЕТ ДРУЗЕЙ 6-7 сентября 2017 года БУ Республики Калмыкия «Калмыцкая государственная филармония» в девятый раз встречала гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани и Внутренней Монголии на Международном фестивале современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника». Фестиваль проводится ежегодно при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия. Главной целью фестиваля является объединение творческих сил композиторов и исполнителей, сохранение преемственности традиций национальных культур и расширение культурного пространства. «Пентатоника» – это открытие новых имен, создающих современную национальную музыку, своеобразное творческое содружество разных регионов, государств и национальностей, укрепляющее добрые и уважительные взаимоотношения между народами. Уникальный международный музыкальный проект впервые состоялся в мае 2009 года в городе Элиста (Республика Калмыкия) и собрал музыкантов, композиторов, а так же творческие коллективы из Китая, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Астраханской области и Москвы. В последующие годы фестиваль с большим успехом прошел в Бурятии и Монголии, а с 2012 года «Пентатоника» встречает гостей в Элисте. Автором идеи проведения фестиваля является человек с особой творческой энергетикой, Генеральный директор Калмыцкой государственной филармонии, член Союза композиторов России, президент Международной Ассоциации монгольских композиторов, председатель художественного совета Союза композиторов и композиторов-мелодистов Республики Калмыкия, Заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия Аркадий Манджиев. Программа каждого фестиваля объединена общей идеей – так, например, восьмой фестиваль был представлен как этнографическое театрализованное представление. Идея девятого Международного фестиваля «Пентатоника» - это проведение Парада дирижеров. Мастера хорового и симфонического дирижирования в течение двух дней знакомили калмыцких слушателей с творчеством современных композиторов. Участниками Парада дирижеров стали представители разных школ дирижирования. Калмыкию представили художественные руководители ведущих творческих коллективов г.Элисты: Ольга Сердюкова - выпускница Саратовской государственной консерватории имени Собинова, Лауреат Международных конкурсов, Художественный руководитель Государственного хора Республики Калмыкия имени Анатолия Цебекова; Мерген Настинов – выпускник Астраханской государственной консерватории, Художественный руководитель Калмыцкой государственной филармонии, Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Калмыкия, Заслуженный деятель искусств Республики Калмыкии; Савр Катаев – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, Художественный руководитель и главный дирижер Национального оркестра Республики Калмыкия, Заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия. У слушателей была уникальная возможность познакомиться с творчеством симфонических дирижеров международного уровня: Лхагвасуреном Банзаром (Внутренняя Монголия, Китай) – выпускником Уральской государственной консерватории имени Мусоргского, Лауреатом Международных конкурсов, пианистом, основателем и дирижером Молодежного оркестра Внутренней Монголии (Китай); Федором Сухарниковым (г.Москва) - выпускником Российской академии музыки имени Гнесиных, дирижером оперного театра-студии имени Ю.А.Сперанского РАМ имени Гнесиных, художественным руководителем и главным дирижером Молодежного симфонического оркестра; Варданом Бабаханяном (г.Астрахань) – выпускником Ереванской государственной консерватории, Лауреатом Международных конкурсов, доцентом Астраханской государственной консерватории, помощником главного дирижера Астраханского государственного театра оперы и балета. Каждый из дирижеров должен был представить публике произведение калмыцкого композитора и сочинение на собственный выбор. Так, прозвучали всеми любимые произведения калмыцких авторов: Финал «Калмыцкой сюиты» первого профессионального композитора Калмыкии Петра Чонкушова, ставший музыкальной визитной карточкой «Пентатоники», и одночастная Симфония №3 Аркадия Манджиева (дирижер Мерген Настинов). Лауреатом всероссийских и международных конкурсов, выпускницей Элистинского училища искусств имени П.О.Чонкушова, Саратовской государственной консерватории имени Собинова, концертмейстером «Российского института театрального искусства – ГИТИС» и хоровой школы «Касталия» Светланой Бембеевой (г.Москва) блестяще была исполнена Первая часть Концерта для фортепиано с оркестром Петра Чонкушова (дирижер Федор Сухарников). Симфония №2 «28 декабря (Сибирь)» Аркадия Манджиева, посвященная депортации калмыков в Сибирь в 1943-1957 годах, и наполненная драматизмом и болью, под управлением Лхагвасурена Банзара прозвучала особенно эмоционально и проникновенно. Большая часть программы фестиваля состояла из премьер, причем некоторые из них были специально написаны для фестиваля «Пентатоника». Так, например, Сюита для симфонического оркестра «По картинам Рериха» Татьяны Адьяновой стала не только премьерой, но и дебютом начинающего композитора - артистки Государственного симфонического оркестра, Заслуженной артистки Республики Калмыкия, которая завершает обучение в Ростовской государственной консерватории имени С.Рахманинова на кафедре теории музыки и композиции. Сюита состоит из трех частей: «Дорога к храму», «Миражи пустыни», «Старый город». В исполнении оркестра прозвучала первая часть, создающая умиротворенные образы горного пейзажа Гималаев и передающая состояние буддийской медитации тембрами солирующих национальных инструментов – лимбы (монгольский духовой инструмент, род поперечной флейты) и ёчина (струнный ударный инструмент, имеющий много общего с белорусскими цимбалами) (дирижер Мерген Настинов). Специально созданной для фестиваля «Пентатоника» также стала Фантазия «9/8», написанная летом 2017 года молодым московским композитором Петром Наличем. Широкой публике Петр Налич больше известен как представитель России на Международном конкурсе «Евровидение-2010». В последние годы он много времени посвящает академическому творчеству, завершил обучение в РАМ имени Гнесиных по классу вокала, участвует в постановках Оперного театра-студии имени Юрия Сперанского РАМ имени Гнесиных, является автором музыки к спектаклям, фильмам. Фантазия «9/8» для симфонического оркестра представляет собой одночастное произведение со сложным музыкальным размером и по содержанию относится к сочинениям из раздела «Музыканты шутят»: в игривом характере музыки проступают черты ироничного молодого композитора, который не ищет простых путей и не любит простые музыкальные размеры (дирижер Федор Сухарников).
Очень выразительно и изобразительно ярко прозвучала концертная пьеса монгольского композитора Шарав Олзийбаяра с красочным программным названием «Поезд №286 Улан-Батор – Сайншанд» для симфонического оркестра. Пьеса была создана как воспоминание о первой поездке молодого композитора на поезде из провинции в Улан-Батор. Оркестровыми «красками» автор воссоздает движение поезда, стук колес, рисует восторг юноши от увиденного (дирижер Лхагвасурен Банзар). Имя молодого композитора, выпускницы Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Гиляны Манджиевой хорошо известно калмыцким слушателям. Она является автором музыки к спектаклям, мультфильмам, работает в академических жанрах. В течение нескольких лет в рамках фестиваля «Пентатоника» Гиляна Манджиева демонстрирует умелое сочетание классических и современных техник композиции, при этом многие из сочинений наполнены национальными образами и интонациями калмыцкой мелодики. Основой музыкального развития «Сюиты для фонограммы и симфонического оркестра», состоящей из трех частей - «Ут дун» (Протяжная песня), «Эпическая песнь» и «Танец», - стало объединение двух различных звуковых пластов: калмыцкого фольклора в записи фонограммы и современного материала в партии оркестра. Переплетаясь, эти пласты создают единый музыкальный образ. В Сюите использованы такие современные композиторские приемы, как алеаторика и сонорная техника (дирижер Вардан Бабаханян). Музыкальным открытием Фестиваля стала Фантазия «1915» для дудука и камерного оркестра армянского композитора Арама Сатяна – председателя Объединения композиторов и музыкальных деятелей Армении, заслуженного деятеля искусств Республики Армения, профессора Ереванской консерватории, автора большого количества произведений для солирующих инструментов в сопровождении различных оркестровых составов, опер, вокальных циклов, песен. В истории армянского народа есть трагическая страница - Турецкий геноцид армян 1915 года, организованный на территории Османской империи. В Фантазии Арам Сатян воплотил в музыкальных образах боль и страдания своего народа. В этой музыке есть все: и тоска по Родине, и печаль, и, не смотря ни на что, любовь. Одна из тем фантазии является цитатой лирической песни Комитаса, а главным носителем национального образа - солирующий армянский инструмент дудук, звучание которого отличается лиричностью и проникновенностью. С особой любовью и эмоциональностью солирующая партия была исполнена лауреатом Международных конкурсов, солистом Астраханской государственной филармонии Шамситдином Мирзоевым (дирижер Вардан Бабаханян). Несколько лет назад, в рамках Международного фестиваля «Пентатоника-2014», состоялась успешная премьера «Концерта для домбры и симфонического оркестра» Савра Катаева - первого в истории инструментальной музыки Калмыкии Концерта для солирующего национального инструмента. Трехчастная концертная форма стала достойным испытанием для народного инструмента, потенциал которого еще до конца не изучен. Концерт отличает динамичность и, в хорошем смысле, лаконичность изложения: I часть основана на двух темах – героической и лирической; II часть – медленная, основанная на мелодии калмыцкой народной песни «Цаганд»; III часть – праздничный и ликующий финал. Виртуозность и блеск, характерные для сольной партии, традиционные и оригинальные приемы игры становятся настоящим вызовом мастерству солиста. Это мастерство на девятом фестивале «Пентатоника» профессионально продемонстрировал единственный исполнитель данного сочинения - Лауреат Международных конкурсов, солист Национального оркестра Республики Калмыкия, Заслуженный артист Республики Калмыкия Арслан Шавгуров (дирижер Савр Катаев). Близким для калмыцкой публики по духу и сюжету стало новое сочинение Савра Катаева - инструментальная сюита в 13 частях «Бумбин орн» по мотивам калмыцкого эпоса «Джангар», воспевающего воинские подвиги калмыцких богатырей и их предводителя Джангара, защитников сказочной страны Бумбы. В эпосе отражены надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за своё национальное существование. По мотивам народного сказания созданы произведения в различных жанрах, самое монументальное – опера-балет Петра Чонкушова «Джангар» (1990). Не меньшей калейдоскопичностью и картинностью музыкальных образов наполнено многочастное сочинение, исполнение которого Савр Катаев планирует в виде концерта-спектакля с участием солистов, хора и симфонического оркестра. В рамках фестиваля «Пентатоника» были исполнены четыре части сюиты: «Пролог», «Шулмусы», «Хонгор» и «Эпилог». Автор музыки выстраивает композицию сюиты по принципу контрастного чередования частей (дирижер Савр Катаев). Новая творческая грань композитора Аркадия Манджиева была представлена премьерой хорового триптиха a cappella «По прочтении Эдит Сёдергран» в исполнении Государственного хора Республики Калмыкия имени Анатолия Цебекова под руководством Ольги Сердюковой. Много лет назад молодой композитор увлекся поэзией финской поэтессы начала 20 века Эдит Сёдергран. В своих сочинениях она использовала особый тип свободного стиха верлибр, у которого нет ни размера, ни рифмы, а его строки никак не упорядочены по длине. Композитором на стихи в переводе Михаила Дудина были написаны 2 хора: «Осень» и «Роза». Третья часть триптиха - вокализ «Эдит», - стала музыкальным посвящением поэтессе, ушедшей в 30-летнем возрасте. Хоровая партитура цикла сочетает чередование звучания смешанного и женского составов, насыщенна сложными гармоническими многозвучиями, что создает ощущение движения музыки за течением слов. Особый интерес у исполнителей и слушателей вызвала Балетная сюита №2 «Зуурдын орон» в 4-х частях монгольского композитора Шарав Бямбасуренгийина - Заслуженного деятеля искусств Монголии, Лауреата Государственной премии, автора более 200 песен и романсов, симфоний, балетов и опер. Музыка балета «Зуурдын орон» была разделена композитором на 3 сюиты для симфонического оркестра, сюжетно основана на буддийской легенде о промежуточном состоянии души человека после смерти и переводится как «Чистилище» или «Промежуточное состояние». Главная идея каждой сюиты, и балета в целом, - это философское назидание о неотвратимости наказания за содеянное в жизни. Программные названия частей сюиты №2 и возникающие музыкальные образы порождают в воображении яркие картины Страшного суда: «Смерть», «Танец грешницы и шествие монахов», «Танец охотника», «Финал» (дирижер Лхагвасурен Банзар). Два фестивальных дня концертную программу представлял объединенный оркестровый состав - Государственный симфонический оркестр Республики Калмыкия (главный дирижер Мерген Настинов) и Камерный оркестр Астраханской государственной филармонии (главный дирижер Денис Костылев), чья исполнительская выносливость и высокий профессионализм заслуживают самых высоких похвал и уважения. Через год мы вновь станем слушателями музыкального праздника - Международного фестиваля современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника». Чем будете удивлять?
Ольга Дедникова музыковед
|